Утилизация атомных подводных лодок

и вывод из эксплуатации ядерных объектов

Решение совместного Секретариата – на ускорение работ

7-е совещание совместного Секретариата по проектам «Ядерного окна» фонда ЭПСИ Государственной Корпорации по атомной энергии «Росатом» и Европейского банка реконструкции и развития состоялось 26 сентября 2012 года в Москве.

Госкорпорацию «Росатом» представляли директор дирекции по ядерной и радиационной безопасности О.В. Крюков, руководитель проекта Проектного офиса «Комплексная утилизация АПЛ»  А.А. Захарчев, заместитель начальникауправления реализации проектов и программ по ядерной и радиационной безопасности А.В. Григорьев, а также эксперт департамента международного сотрудничества А.В. Солодушенков.  От  ЕБРР на совещании присутствовали начальник департамента ядерной безопасности В. Новак, руководитель проектов «Ядерного окна»  Джейн Смит-Бриггс и старший менеджер проектов «Ядерного окна», московское представительство ЕБРР С. Бочаров. Также в работе Совещания приняли участие сотрудники  ФГУП «ФЦЯРБ», которое является Заказчиком работ по проектам «Ядерного окна»: А.О. Пименов (директор), Т.С. Поветникова (начальник управления международных проектов), С.А. Бражников (зам. начальника управления международных проектов), М.В. Репин (начальник отдела управления проектами МТП), Н.Н. Мезенова и  Н.С. Романов (руководители групп отдела управления проектами МТП). Кроме этого, в совещании приняли участие специалисты  компании «Нувия Лимитед» К. Мизен и Б. Лесохин, которые являются подрядчиками ФГУП «ФЦЯРБ» в качестве международного консультанта.

Одной из важных тем совещания Совместного Секретариата была утилизация плавучей технической базы «Лепсе» (ИСГ 005А).  Освещение этой темы было предоставлено сотруднику ФГУП «ФЦЯРБ» Репину Михаилу. Докладчик отметил, что утилизация ПТБ «Лепсе» проводится в три этапа:
1.    перевод ПТБ «Лепсе» на СРЗ «Нерпа»;
2.    постановка судна на стапельную плиту;
3.    выгрузка ОЯТ и утилизация судна.

14 сентября 2012 года был реализован первый этап: от причала ФГУП «Атомфлот», где ПТБ «Лепсе» находилась более 20 лет, судно в сопровождении трех буксиров было переведено на судоремонтный завод «Нерпа». Ожидается, что работы, связанные с постановкой ПТБ «Лепсе» на стапельную плиту, завершатся в 2013-2014 годах. Однако СРЗ «Нерпа» просит предоставить гарантии, что все работы по проекту будут профинансированы до предоставления стапеля для постановки ПТБ «Лепсе». В этой связи было принято решение обратиться к вкладчикам Фонда поддержки ЭПСИ о выделении средств на третий этап работ на паритетных началах.   В дополнение Европейский банк выразил желание ускорить выполнение работ по второму этапу и поставить ПТБ «Лепсе» на стапельную плиту уже в следующем году, а также в короткие сроки закупить дорогостоящее оборудование, что позволит иметь более четкую картину бюджета ИСГ 005А.. В итоге участниками совещания было принято решение об ускорении работ по реализации второго этапа утилизации плавучей технической базы «Лепсе».

Прим. корр.: ПТБ «Лепсе» была выведена из эксплуатации в 1988 году. В 1990 году судно, с находящимися на нем ОЯТ и РАО, поставлено на прикол. С этого времени Мурманское морское пароходство приступило к работе по утилизации ПТБ «Лепсе», но в 1994 году, финансовые средства закончились, и проект был заморожен..  Затем активную поддержку проект получил со стороны Европейской комиссии, НЕФКО, правительств Норвегии и Франции, а позднее ГК«Росатом» предложила Вкладчикам Фонда поддержки ЭПСИ выполнить утилизацию ПТБ «Лепсе» за счет средств Фонда,. Соглашение о выделении этого Гранта было подписано в 2008 году. С этого момента началась поэтапная утилизация ПТБ «Лепсе».

Помимо этого, на совещании обсуждался вопрос обращения с отработавшим ядерным топливом двух аварийных АПЛ. Докладчиком выступил руководитель проекта Проектного офиса «Комплексная утилизация АПЛ»  А.А. Захарчев. Он отметил, что  в 2011 году из аварийной АПЛ  № 900 был выгружен реактор. Как известно, эта операция является уникальной, так как еще никогда реактор не извлекался непосредственно из подводной лодки. Сейчас реактор АПЛ находится в Гремихе, он перевернут на 180 градусов и из него слит теплоноситель. По словам докладчика в октябре этого года начнутся работы по извлечению кассет. А к концу 2012 года они уже будут размещены в специальных пеналах для их последующей транспортировки на предприятие «Атомфлот». Кроме того, докладчик заявил, что после последнего визита в Гремиху и осмотра инфраструктуры объекта, было окончательно принято решение   разобрать ОВЧ  аварийной АПЛ № 910. Эта подводная лодка в 1989 году в результате аварии в реакторном отсеке была признана непригодной для дальнейшей эксплуатации. После чего она была выведена из боевого состава ВМФ и переведена в режим ожидания по дальнейшему техническому решению. Первоначально специалисты предусматривали возможность хранения реакторного блока без выгрузки на берегу в течение неопределенного времени. Но это решение было пересмотрено. В настоящее время 9 активных зон этих реакторов находятся в хранилищах, гарантийный срок которых заканчивается в 2015 году. До истечения гарантийного срока должен решиться вопрос, связанный с ОВЧ. Планируется, что все топливо будет перевезено на НПО «Маяк», то есть дополнительная инфраструктура в ОАО «ГНЦ НИИАР», как предполагалось ранее, создаваться не будет. Тем самым будут сокращены  значительные финансовые расходы по проекту.

На совещании обсуждался проект по созданию системы транспортировки ОЯТ в губе Андреева (Грант 007А). Ожидается, что к 2015 году закончатся работы созданию инфраструктуры на объекте и тогда же начнется выгрузка и транспортировка топлива.  Дополнительно затрагивалась проблема электроснабжения губы Андреева, которая к настоящему моменту благополучно разрешена благодаря  поставкам на объект трех дизельных генераторов.

Руководитель группы отдела управления проектами МТП Николай Романов рассказал о состоянии работ по проекту, связанному с подготовкой к выгрузке и выгрузкой топлива из АПЛ класса «Папа» (Грант 006А). Извлечение этого топлива с технической точки зрения представляет очень сложную задачу, так как, во-первых, бортовые реакторы обладают единственной в своем роде конструкцией и  для извлечения топлива из ректора требуется специальное оборудование. Во-вторых, топливо, которое оставалось в реакторе более 20 лет, представляет собой достаточно деликатный материал, требующий бережного обращения.  14 мая 2012 года был объявлен конкурс по подготовке к выгрузке топлива. В начале 2013 года планируется заключить контракт по проекту выгрузки ОЯТ из АПЛ класса «Папа».

Следующее  совещание совместного Секретариата по проектам «Ядерного окна» фонда ЭПСИ состоится в марте 2013 года в Лондоне.

Подготовила Запорожец Олеся
Фото автора



Размещено: 02.10.2012


ОАО "ЭНЕРГОПРОМАНАЛИТИКА"
2009 г. ©